Россия и «Оскар»: основатель, номинанты и победители

Эмигранты и граждане, которые удостаивались внимания Американской киноакадемии.

oskar-xoxloma.png

24 февраля в Лос-Анджелесе прошла церемония награждения премией Американской киноакадемии, 91-я по счёту. TJ показывает, какие «русские» кинодеятели номинировались и получали престижную награду.

Среди основателей премии — уроженец Минска

Первая церемония награждения «Оскара» прошла в 1929 году. В это время свою кинокарьеру пытались построить многие эмигранты из России: Российской империи, Республики, РСФСР и СССР. Русские, евреи, украинцы, немцы, армяне и представители других народов, которые жили в большой стране, в истории остались как «русская эмиграция», происходящая из «Russian».

Русская эмиграция первой волны была связана прежде всего с Гражданской войной. До неё в Америку тоже переезжали. Яркими кинодеятелями дореволюционной эмиграции были евреи — их принято отделять от «русских». Таким рождённым в Российской империи евреем был Луис Майер (Лазарь Меир) из Минска. Связь с империей у него скорее формальна — эмигрировал он маленьким ребёнком.

Майер стоял у истоков Американской киноакадемии. К концу 1920-х он был известен как руководитель производства фильмов компании Metro-Goldwyn-Mayer (фамилии трёх сооснователей из семей евреев-эмигрантов из Европы). У Майера была идея объединить деятелей Голливуда, чтобы регулировать конфликты и отстаивать интересы киноиндустрии. Деятели эту идею поддержали и вскоре организовали премию академии.

oskar-i-russkie-2.png

В 1950 году Майеру присудили «Оскар» за выдающиеся заслуги перед киноиндустрией. Ещё пять статуэток он тоже может отнести на свой счёт. Дело в том, что до 1951 года награду за лучший фильм года формально вручали не продюсеру, а компании-производителю, то есть Metro-Goldwyn-Mayer.

По личным «Оскарам» среди уроженцев России лидирует композитор Дмитрий Тёмкин. Он был евреем, который учился в Петербургской консерватории. В 1921 году Тёмкин уехал к отцу в Германию, а через восемь лет в Голливуд. Итог — 40 лет работы в киноиндустрии подряд, 22 номинации на премию Киноакадемии, из них четыре победных.

Начало фильма «Ровно в полдень» (1952), за музыку к которому Тёмкин получил два «Оскара»

На втором месте — художник-постановщик Александр Голицын: у него три «Оскара». Он покинул Россию в детстве и получал образование в США. Намного дольше в России прожила модельер и обладательница одной премии Барбара Каринска (Варвара Каринская). До революции в Москве у неё был салон. После революции она снова открыла салон и ателье. Проработали они недолго — в 1924 году Каринска эмигрировала в Европу, где сотрудничала с Сальвадором Дали, а в 1939 году стала американским костюмером.

janna-d-ark-1947.jpg
Начало фильма «Ровно в полдень» (1952), за музыку к которому Тёмкин получил два «Оскара»

В юношестве покинул Россию Борис Кауфман. Его семья распалась — два брата остались в стране, а отец и мать уехали вместе с ним в Европу. Разделённые братья стали известными киноператорами. Борис в 1954 году получил «Оскар» за фильм «В порту» о профсоюзе грузчиков. Михаил Кауфман и Давид Кауфман (более известен как Дзига Вертов) были успешны в СССР.

Русская актёрская школа и «Оскар»

Эмигранты-актёры тоже добирались до премии Киноакадемии, дважды, но в обоих случаях это сделали люди, которые уехали из России в детстве — Юл Бринер и Елизавета Кедрова. Бринер — русский со швейцарской фамилией — был награждён за главную роль в киноверсии мюзикла «Король и я» 1956 года. Больше он на «Оскар» даже не номинировался, но зато получил много ролей в кино, в том числе, русских персонажей.

Юл Бриннер поёт на русском в фильме Анатоля Литвака «Путешествие» (1959)

Эмиграция в детстве не оторвала Бринера и Кедрову от русской культуры. Кедрова была дочерью русского музыканта Николая Кедрова, который в эмиграции преподавал в Парижской консерватории и организовал мужской квартет исполнявший православные песни.

Бринер в США учился в студии Михаила Чехова — эмигрировавшего из России создателя собственной «системы Чехова», бывшего актёра московского Художественного театра Станиславского. Чехов сам номинировался на «Оскар» за роль второго плана в фильме 1945 года «Заворожённый», где он играл русского доктора.

oskar-i-russkie-1.png

Аким Тамиров и Мария Успенская — также претенденты на лучшую роль второго плана и также бывшие актёры Московского Художественного театра. Милица Корьюс училась в Киеве и у русских педагогов в независимой Эстонии. Танцор Михаил Барышников до бегства в США был звездой ленинградского балета. Всех их можно назвать представителями русской школы.

Уроженец Кишинёва Льюис Майлстоун (Лейб Мильштейн) приехал в США в 18 лет. До Второй Мировой войны он получил две премии как лучший режиссёр, а после — попал в так называемый «серый список» Голливуда. В 1950-х в США шла кампания по борьбе со сторонниками коммунистов — маккартизм. В Голливуде существовал «чёрный список» «коммунистов», которым запрещалось сниматься и снимать кино. Ещё был «серый список», по сути, из подозреваемых в сочувствии к сторонникам коммунистов. Из-за попадания в него Майлстоуну на время пришлось уехать работать в Европу.

makkartizm-filmy-postery
Постеры антикоммунистических фильмов времён маккартизма

Начинал карьеру в России уроженец Киева еврей Анатоль Литвак. Первые фильмы он снял в Петрограде, потом уехал в Европу. В 1930-х начал работать США. В 1940-х Литвак посетил СССР, чтобы представить свой документальный фильм «Битва за Россию» (совместно с режиссёром Фрэнком Капра и композитором Дмитрием Тёмкиным). Это была серия проекта «Почему мы сражаемся» о Второй Мировой войне. Фильм получил номинацию на «Оскар», но формально автором значилось министерство обороны США. Также формально Литвак не значился в номинации на лучший игровой фильм 1948 года, но был отмечен номинацией как режиссёр за «Змеиную яму».

Литвак всё-таки добился премию Киноакадемии, хоть и не личную. Шведская актриса Ингрид Бергман была названа лучшей актрисой за главную роль в его фильме «Анастасия» о якобы выжавшей дочери Николая II. «Анастасию» делали несколько кинематографистов связанных с Россией. Мужская главная роль — Юл Бриннер. Другие роли у Акима Тамирова, Тамары Шэйн (уроженка Перми), Ивана Десни (сын русского), Саши Питоева (сын русских), Григория Громова (уроженец Москвы). Композитор — сын мигрантов Альфред Ньюман.

Трейлер фильма «Анастасия» (1956)

Второе поколение эмигрантов было успешнее

Альфред Ньюман является лидером среди детей эмигрантов из Российской империи по количество наград. Его родители евреи переехали в США в конце 19 века. У Ньюмана девять музыкальных «Оскаров», включая саундтрек к «Король и я», и ещё 34 номинации.

В конце 19 века эмигрировал и отец кинооператора Леона Шамрой. Он получил четыре премии и 14 раз остался в числе номинантов — рекордное достижение для операторов. Во времена работы Шамроя номинация была разделена на цветные и чёрно-белые фильмы. Все «Оскары» кинооператор получил за цветные картины: «Чёрный лебедь», «Бог ей судья», «Вильсон» и «Клеопатра».

Фрагмент фильма «Клеопатра» (1963), за который Леон Шамрой получил как оператор цветного фильма

Среди детей эмигрантов выделяется Питер Устинов. Устинов из многонациональной семьи, но сохранил русскую версию фамилии. Мать Питера — представительница известного рода русских архитекторов и художников Бенуа. Отец — из русско-немецких дипломатов и предпринимателей. Они поженились в Петрограде и вскоре уехали из советской России в Лондон. Там отец Питера работал в посольстве Германии. После прихода Гитлера к власти семья Устиновых получила британское подданство.

У Устинова два «Оскара» за роли второго плана — в фильмах «Спартак» и «Топкапи». С 1970-х Питер приезжал на первую Родину, чтобы снять документальный сериал «Россия Питера Устинова».

oskar-i-russkie-3.png

Среди победителей и номинантов «Оскара» в разные годы было больше 20 человек, родственно связанных с эмигрантами из Российской империи. В том числе такие знаменитости, как Леонардо Ди Каприо, Стивен Спилберг, Барбра Стрейзанд и Натали Портман. Известной представительницей потомков русской эмиграции стала Хелен Миррен (Миронофф), чей русский дед работал в Великобритании, где остался после революции 1917 года. Миррен получила «Оскара» за главную роль в фильме «Королева» 2006 года, а в 2010 году получила ту же номинацию за роль жены Льва Толстого в картине «Последняя станция».

Натали Вуд — актриса, которая не получила «Оскар», но номинировалась на него трижды — родилась в русской семье, происходившей из Владивостока и Барнаула, была прихожанкой православного храма и иногда говорила по-русски публично. Например, язык предков Вуд вспомнила, когда вручала «Оскар» советской актрисе Людмиле Савельевой — исполнительнице роли Натальи Ростовой в фильме «Война и мир».

Натали Вуд вручает статуэтку Людмиле Савельевой, 1969 год

 

Российские фильмы были популярны в 1990-е

«Война и мир» Сергея Бондарчука — первая отечественная картина, получившая «Оскар» как лучший фильм на иностранном языке. Первым фильмом во всех номинациях стала документальная лента «Разгром немецких войск под Москвой» 1942 года. В США её подредактировали и переименовали в «Москва наносит ответный удар».

Наибольшее количество номинаций отечественные картины получили в 1990-е годы. Наименьшее — в 1950-е. В 1961 году советские граждане вышли за пределы номинаций фильмов. Тогда Валентин Ежов и Григорий Чухрай претендовали на звание авторов лучшего сценария (картина «Баллада о солдате»), а Дмитрий Шостакович — лучшей партитуры музыкального фильма («Хованщина»).

oskar-filmy-iz-rossii.png

«Москва слезам не верит» Владимира Меньшова неожиданно получила «Оскар» в 1981 году на фоне ухудшения отношений между СССР и США: война в Афганистане, бойкот московской Олимпиады. Генеральный директор «Мосфильма» Николай Сизов тогда отмечал, что «несмотря на развязанную реакционными кругами антисоветскую пропагандистскую кампанию», это «свидетельствовало о наличии в стране влиятельных сил, искренне заинтересованных в продолжении советско-американского сотрудничества». Меньшов был невыездным. Вместо режиссёра награду получал атташе по культуре посольства СССР, запись награждения через полгода показали по советскому телевидению.

В 1995 году у Никиты Михалкова не было таких преград, чтобы лично поблагодарить американскую академию за «Оскар». Тогда Михалков удостоился награды за первую часть «Утомлённых солнцем».

Никита Михалков получает «Оскар», 1995 год

Михалков — пока лидер по номинациям среди российских режиссёров игрового кино (одна награда и две номинации). Но не среди россиян. У ярославского мультипликатора Александра Петрова один «Оскар» и три номинации за короткометражные мультфильмы. Победу за 1999 год одержал его «Старик и море». В ближайшем будущем догнать Михалкова может режиссёр Андрей Звягинцев (две номинации), а Петрова — мультипликатор Константин Бронзит (две номинации). Это зависит не только от голосования американских академиков. Фильм-претендент отбирает российский оскаровский комитет, куда входят известные режиссёры.

Ещё один российский режиссёр Андрей Кончаловский почти попал в списки номинатов. В 1985 году, будучи в эмиграции в США, он снял фильм «Поезд-беглец», который получил сразу три номинации на «Оскар», но не за режиссуру, а за лучший монтаж, главную мужскую роль и мужскую роль второго плана. После возвращения в Россию Кончаловский снял два фильма, которые отправляли на «Оскар», но не получали место номинанта.

В лучших фильмах года по версии американской академии иногда появлялись русские и советские герои. Началось с «балерины Грушинской» — персонажа фильма «Град-Отель» 1932 года. Грушинскую, которая поселилась в берлинском отеле в состоянии депрессии, играла Грета Гарбо. Всего шведка Гарбо сыграет русских в пяти фильмах. В 1939 году она была номинирована на «Оскар» за главную роль в комедийном фильме «Ниночка» о приключениях советской партийной работницы в Париже.

oskar-o-rossii.png

«Титаник» 1997 года — один из трёх фильмов-рекордсменов по общему количеству «Оскаров». Одну из ролей там «играло» российское исследовательское судно «Академик Мстислав Келдыш», с помощью которого персонажи добрались до затонувшего пассажирского парохода. В «Формах воды» 2017 года один из основных героев оказался советским шпионом.

Глобализация и крушение железного занавеса пока не принесли россиянам больше «Оскаров». Русские следы на кинопримерии пока остаются лишь в 20 веке.

Автор: Александр Успенский

источник

Добавить комментарий

Заполните поля или щелкните по значку, чтобы оставить свой комментарий:

Логотип WordPress.com

Для комментария используется ваша учётная запись WordPress.com. Выход /  Изменить )

Google photo

Для комментария используется ваша учётная запись Google. Выход /  Изменить )

Фотография Twitter

Для комментария используется ваша учётная запись Twitter. Выход /  Изменить )

Фотография Facebook

Для комментария используется ваша учётная запись Facebook. Выход /  Изменить )

Connecting to %s