Русский марш архитектуры

 

0d150b34c47b68f54766471c975b363c.jpg

60 лет назад вышло постановление об устранении излишеств в советской архитектуре, которое положило конец знаменитому «сталинскому ампиру». В материале «Йода» — краткая история стилей отечественной архитектуры со времён Российской империи и топ самых любопытных зданий разных эпох от краеведа Дениса Ромодина.

БАРОККО

Появление: В конце XVII века этот стиль пришёл из Европы, заменяя и в то же время до конца не отвергая фрагменты русских стилей. Барокко часто ассоциировали с именами влиятельных заказчиков — «нарышкинское», «петровское», «строгановское», «голицынское».

Основные черты: Простота и структурность композиций, яркая цветовая контрастность, помпезность, криволинейные формы, использование орнаментной лепки, фасадной краски и золочёной кровли.

Типичные примеры: Самые величественные здания в стиле барокко сохранились в виде дворцов. В Петергофе в стиле позднего барокко середины XVII века был перестроен Большой дворец архитектора Бартоломео Растрелли. К этому периоду относится Екатерининский дворец в Царском селе и Зимний дворец в Петербурге. Оба здания спроектированы Растрелли.

37804.jpg
Большой дворец Растрелли в Петергофе, 1930 год  Фото: pastvu.com/p/116616
37805.jpg
Зимний дворец. 1888 год  Фото: pastvu.com/p/138342

Нереализованный проект: Весной 1716 года было начато строительство приморской резиденции Петра I в Стрельне. Проектом дворца занялся француз Жан-Баптист Леблон, но реализовать задуманное не удалось из-за его смерти. Строительство велось долго, переходило под руководство разных архитекторов, но комплекс в итоге императорской резиденцией так и не стал во многом из-за близости Петергофа.

37806.jpg

Выбор Дениса Ромодина: Церковь Преображения Господня в Нижней Синячихе (село Нижняя Синячиха в Свердловской области). Построена рядом с Нижнесинячихинским заводом в 1794 году на средства владельца завода Сергея Савича Яковлева. Пример запоздалого барокко.

КЛАССИЦИЗМ

Появился: При Екатерине II барокко пало в немилость и через небольшой период моды на рококо господствующим архитектурным стилем стал классицизм.

Основные черты: Чёткая геометрия, простота форм, греческий ордер с несущими колоннами.

Типичный пример: Дом Пашкова, предположительно, работы Василия Баженова 1786 года в Москве на Боровицкой площади. В Петербурге не позднее 1806 года было воздвигнуто здание Смольного института благородных девиц, где сейчас расположена резиденция губернатора. Автором проекта был итальянец Джакомо Кваренги.

37807.jpg
Дом Пашкова, 1890 год  Фото: pastvu.com/p/70

Нереализованный проект: Глобальная перестройка московского Кремля со сносом части крепостной стены была начата в 1770-х. Огромный дворец работы Баженова кардинально изменил бы облик центра города. Но начавшиеся работы прервались из-за проседания соседних зданий и недовольства императрицы.

37808.jpg
Проект Кремлёвского дворца Баженова

Переделка: В Петербурге из барокко в классицизм был переведен Аничков дворец — в 1779 году был реализован проект Ивана Старова. Он сменил облик здания авторства Расстрели.

 37841.jpg
Аничков дворец, гравюра с рисунка М.И.Махаева, 1753 год
37842.jpg
Аничков дворец, 1903 год  Фото: pastvu.com/p/138355

 

Выбор Дениса Ромодина: Усадебный дом в подмосковном Пущино-на-Наре. Выстроен в 1790-х годах в строгом стиле русского палладианства (классицизма) по заказу сенатора Сергея Вяземского.

ПСЕВДОРУССКИЙ СТИЛЬ

Появился: Во второй половине XIX века возникла мода на смешанный стиль с элементами древнерусской и византийской архитектуры.

Основные черты: Использование цветных изразцов, башенок, теремных крыш, богатого декоративного убранства, резьбы в стиле русского зодчества.

Типичный пример: Здание Исторического музея на Красной площади, построенное в 1881 году по проектам группы архитекторов. В похожем стиле выполнены бывшее здание Городской думы (Музей Ленина) и Верхние торговые ряды (ГУМ), стоящие по соседству.

37809.jpg
Здание Исторического музея на Красной площади, 1900 год  Фото: pastvu.com/p/101732
37810.jpg
Бывшее здание Городской думы, 1905 год  Фото: pastvu.com/p/9152

Нереализованный проект: На пороге XX века по всей стране стали строить и проектировать Народные дома — центры досуга для бедных слоев общества. Архитектор Фёдор Шехтель по предложению Антона Чехова создал проект такого дома в стиле ярославско-ростовского зодчества. Комплекс включал бы библиотеку, залы для выступлений и магазины. Фасад дома венчали бы две башни.

 37811.jpg

Выбор Дениса Ромодина: Нижегородское отделение Государственного банка. Построено в 1911-1913 годах по проекту Владимира Покровского в честь 300-летия царствования Дома Романовых.

37813.jpg
Нижегородское отделение Государственного банка  Фото: Панорамы Google

МОДЕРН

Появился: В конце XIX века прогресс вводит новый стиль архитектуры, «соответствующий» времени. Модерн проявлялся в разных ответвлениях и ипостасях и конкурировал с неоклассицизмом.

Основные черты: Изогнутые линии, использование изобразительного искусства в оформлении и железного каркаса, стремление к комфорту, простоте, широкой социальной ориентированности, отказ от обязательной симметрии.

Типичный пример: Дом компании «Зингер» на Невском проспекте Петербурга. Он после долгих споров был построен в 1902 году по проекту Павла Сюзора. Другой известный пример — гостиница «Метрополь» в Москве работы группы архитекторов.

37814.jpg
Гостиница «Метрополь» в Москве, 1903 год  Фото: pastvu.com/p/37334

 

Нереализованный проект: На стрелке Васильевского острова Петербурга в 1900 году планировалось построить концертный зал. Здание проектировали архитекторы Владимир Чагин и Василий Шене. В оформлении должны были быть использованы элементы египетского стиля, панно, рельефы, купола и арки.

 37816.jpg

Выбор Дениса Ромодина: Деревянный «теремок»-особняк Лужиных в Кимрах (Тверская область) постройки 1900-е годов.

37817.jpg
Фото: предоставлено Денисом Ромодиным

КОНСТРУКТИВИЗМ

Появился: Конструктивизм начал активно развиваться в России после революции 1917 года и стал доминировать в 1920-х.

Основные черты: Ровность, строгость и лаконичность геометрии, использование промышленного стиля для жилых строений, утилитаризм форм, кубизм, отсутствие декора, авангардные влияния.

Типичный пример: Новый предполагаемый уклад быта советских людей предполагал создание общежитий. Конструктивизм здесь подошёл в самый раз. Пример тому — коммуна-общежитие на Гоголевском бульваре Москвы. Кроме квартир-ячеек, комплекс состоял из столовой, прачечной, спортзала и солярия с детским садом на крыше.

37818.jpg
Дом-коммуна на Гоголевском бульваре, 1929 год
37819.jpg
Дом Наркомфина, 1930 год

Переделка: На площади Красные ворота в Москве сегодня стоит здание РЖД. Когда-то оно было совсем другим. В середине XVII века здесь построили дворец для хранения запасов. В 1902 году он стал институтом для благородных девиц, а после революции в нем обосновался Наркомат путей сообщения. Для нужд ведомства и для соответствия эпохе здание перестроили в стиле конструктивизма. По проекту Ивана Фомина у здания появилась ровная башня с часами.

37820.jpg
Дворянский женский институт у Красных ворот в здании Запасного дворца, 1880 год  Фото: pastvu.com/p/64082
37821.jpg
Строительство здания Наркомата путей сообщения на месте Запасного дворца, 1933 год  Фото: pastvu.com/p/141527

Выбор Дениса Ромодина: «Белая башня». Бывшая водонапорная башня в Орджоникидзевском районе Екатеринбурга построена в 1931 году по проекту Моисея Рейшера.

 
37823.jpg
Водонапорная башня на УЗТМ, Екатеринбург  Фото: Ричард Пейр

«СТАЛИНСКИЙ АМПИР»

Появился: В 1930-х авангардный пыл поубавился. На смену ему пришла смесь разных стилей, которую часто называют «сталинский ампир». Считается, что этот исторический этап начался в 1931-1933 годах, когда был основан союз архитекторов и началось создание Дворца Советов — самого масштабного нереализованного проекта.

Основные черты: Сталинская эпоха в архитектуре вместила в себя и арт-деко, и неоклассицизм, и ампир. Особенно запомнились монументальные здания с помпезностью и роскошью.

Типичный пример и переделка: Гостиница «Москва» на Манежной площади столицы сначала была одобрена в проекте молодых архитекторов О. Стапрана и Л. Савельева ещё при моде на конструктивизм. Под новые веяния здание пришлось переделывать на ходу опытному Алексею Щусеву: во время строительства в проект добавили украшения, балконы, другие формы окон.

37825.jpg
Эскизный проект гостиницы Моссовета Савельева и Стапрана, 1932 год
37826.jpg
Гостиница «Москва», 1956 год  Фото: pastvu.com/p/234785

 

Нереализованный проект: Дворец Советов — самый масштабный нереализованный проект сталинской Москвы. На месте снесенного Храма Христа Спасителя в конце 1930-х начали стоить грандиозное здание высотой 300 метров. Его должна была венчать 100-метрая скульптура Ленина. Внутри комплекса планировалось создать большой зал для заседаний и церемоний. Автором финального проекта был Борис Иофан. До начала войны на сложном грунте успели сделать только фундамент. Потом было уже не дворца.

37827.jpg
Проект Дворца Советов Бориса Иофана, 1939 год

Выбор Дениса Ромодина: Дом советов в Санкт-Петербурге 1941 года постройки.

МОДЕРНИЗМ

Появился: Окончание эпохи сталинской архитектуры связано с уменьшением затрат на строительство, что случилось ещё до смерти Сталина. Процесс был закреплён постановлением об устранении излишеств в архитектуре 4 ноября 1955 года. Теперь богато украшенные здания были признаны неуместными: целью архитектуры была заявлена не красота, а в массовость, практичность и экономия.

Основные черты: Ориентация на типовые дешёвые проекты, функциональность и массовость, отсутствие на зданиях декора, универсальность, лаконичность, воздушность, правильные пропорции и чистота геометрических форм.

Типичный пример: На Новом Арбате, построенном на месте старого московского района в 1960-х, есть сразу несколько интересных примеров. За сложность композиции отвечают высокие-дома книги, за функциональность — кинотеатр и торговые дома.

37831.jpg
Проспект Калинина, 1972 год  Фото: pastvu.com/p/235761
37832.jpg
Проспект Калинина, 1977 год  Фото: pastvu.com/p/220970

Переделка: Во второй половине XX века появлялись модернизационные проекты перестройки московских железнодорожных вокзалов. Но кардинально изменился только Курский. К старому каменному зданию конца XIX века в 1972 году был пристроен новый фасад из стекла и металла, появились большие залы. Часть старого вокзала осталась и выходят на сторону, где располагаются платформы поездов дальнего следования.

37834.jpg
Старое здание Курского вокзала, 1910 год  Фото: pastvu.com/p/309
37835.jpg
Курский вокзал, 1995 год  Фото: pastvu.com/p/105949

Нереализованный проект: Не все проекты новой советской архитектуры были реализованы даже в центральных частях городов. Например, Дом Советов в Калининграде рядом с развалинами прусского замка строился с 1970-х, но из-за ряда проблем так и остался до конца незавершённым. Вокруг его будущего применения пока ведутся споры.

37836.jpg
Дом Советов в Калининграде, 1978 год

Выбор Дениса Ромодина: Советско-финская таможня в Торфяновке 1967 года постройки. Архитектор — Сергей Сперанский.

 37837.jpg

В 1988 году постановление об устранении излишеств в строительстве утратило силу. Началась современная эпоха в отечественной архитектуре, продолжающаяся и сегодня.

Александр Успенский

Добавить комментарий

Заполните поля или щелкните по значку, чтобы оставить свой комментарий:

Логотип WordPress.com

Для комментария используется ваша учётная запись WordPress.com. Выход /  Изменить )

Google+ photo

Для комментария используется ваша учётная запись Google+. Выход /  Изменить )

Фотография Twitter

Для комментария используется ваша учётная запись Twitter. Выход /  Изменить )

Фотография Facebook

Для комментария используется ваша учётная запись Facebook. Выход /  Изменить )

Connecting to %s