Полная история Боровицкой площади

Неглинка, дом Пашкова, лужайка Никсона, покушение на Брежнева и князь Владимир

Боровицкая площадь, в отличие от большинства площадей в центре Москвы, возникла совсем недавно, после сноса части исторической застройки района. Какой была Боровицкая площадь и как мост над рекой Неглинкой превратился в оживлённый перекрёсток — в продолжении серии статей «Йода» об истории московских площадей.

ДО ПЛОЩАДИ

Боровицкая площадь возникла относительно недавно — в 30-х годах XX века. Название же появилось намного раньше. Боровицкий — главный холм Москвы, на котором стоит Кремль. Одна из его башен была названа Боровицкой. Нынешний её вариант был построен итальянским зодчим Пьетро Солари в 1490 году, но и ранее здесь были ворота. До XVIII века через башню проезжали в хозяйственную часть крепости. В 1812 году она пострадала от взрыва соседней башни, и ее восстанавливали по проекту Бове. Есть версия, что именно тогда на ней появились часы. Позже там располагалась церковь, из-за чего с башни исчезли украшения в псевдоготическом стиле.

Как и полагается въездной башне, на ней была установлена икона Иоанна Предтечи. В 1917 году церковь была закрыта, потом была снята икона. В 1935 году строение лишилось и другого символа царской эпохи — двуглавого орла. А вот герб Москвы с белыми украшениями на башню вернули во время реконструкции в 1970 году. Тогда, кстати, ремонт башен Кремля, как и сегодня, шёл по очереди против часовой стрелки.

Чтобы подъехать к башне, нужно было преодолеть водное препятствие — реку Неглинку, текущую с юга на территорию современного Александровского сада и заключённую под землю в 1810-х. Для этого к Боровицкой башне шёл одноимённый мост. После того как река ушла под землю, мост стал улицей, поднимающейся к Кремлю.

«Трудовая копейка»

9 ЯНВАРЯ 1913

Вчера в Кремле одной кинематографической фирмой производилась съёмка картин из царствования Дома Романовых. К 9 часам утра в манеж собрались многочисленные участники съёмки: артисты, артистки, учащаяся молодёжь и солдаты. Всего принимало участие более 1500 человек. Здесь началось переодевание. Молодой, с едва пробивающимися усиками, студент превращается в солидного боярина в охабне, юная курсистка — в молодую боярышню или старуху-простолюдинку. В 12 ч дня началась съёмка у Боровицких ворот — поляки выпускают из Кремля пленных бояр и будущего царя Михаила Фёдоровича. Народ столпился и режиссер суетливо размещает толпу.

К XX веку рядом с Кремлём в этом районе возникла плотная застройка из усадеб, дворцов и других строений. Ничего похожего на площадь здесь не было. Примечателен доходный четырёхэтажный дом Солодовникова (чья стена сейчас выходит на Большой Каменный мост) постройки 1913 года. На стенах его верхних этажей были сделаны майолики авторства предположительно художников Врубеля и Васнецова-младшего.

Неподалеку, на улице Волхонка, под номером 6 располагался дом, где в 1913 году родился писатель Сергей Михалков. Впоследствии он вспоминал, что ходил гулять с няней в Александровский сад. Доходный дом до революции принадлежал Михалковым. В том же 1913 году он перестраивался по проекту архитектора Ивана Кондакова. Есть версия, что и соседним домом (тоже под номером 6) владела известная дворянская фамилия. Вокруг была похожая застройка XIX и начала XX веков и узкие улицы с несколькими выделявшимися зданиями.

В 1920 году в Москву переезжает Российская книжная палата — организация, занимающаяся учётом книжных изданий. Она была создана в 1917 году в Петрограде. В новой столице палата селится на Кремлёвской набережной, в небольшом двухэтажном доме-особняке 1875 года (рядом с ним возвышается теперь Большой Каменный мост). Когда-то на этом месте стояла усадьба учителя Петра I — графа Никиты Зотова. Крупное здание учреждению и не нужно: книги оно долго не хранит, а ведёт библиографический учёт с отправкой экземпляров по крупнейшим библиотекам. Одна из таких тут же, рядом, в паре сотен метров на север.

В 1828 году в Петербурге был учреждён Румянцевский музей, где хранилась коллекция, собранная бывшим министром Николаем Румянцевым из многочисленных книг и других письменных источников. Через почти тридцать лет ею заинтересовался глава московского учебного округа, перевезя собрание в дом Пашкова на Моховой улице и объединив с Московским публичным музеем. Комплекс зданий, стоящих на Ваганьковском холме, прославил белый дворец в стиле классицизма. Устоявшееся название дано по имени первого владельца и заказчика строительства капитан-поручика Семёновского полка Петра Пашкова. Кто спроектировал здание, построенное в 1786 году, неизвестно. Самая распространённая версия, что архитектором был Василий Баженов.

36166

Уже в XIX веке дом был выкуплен у Пашковых: там разместился Московский дворянский институт, затем — 4-я Московская гимназия. Румянцевский музей прожил до 1924 года, когда на его основе была создана Библиотека имени Ленина. Библиотеке дом Пашкова принадлежит до сих пор, потеряв в территории: в 1930-х Моховую расширили, убрав сад (с прудом и фонтаном), который располагался перед домом Пашкова. Вместо него на склоне была построена лестница, ведущая к стенам дворца.

Одна из сторон дома Пашкова выходит на улицу Знаменка, переименованную в 1925 году в честь председателя реввоенсовета Фрунзе. Она шла от Боровицкой улицы до Арбатской площади. Автомобили, делавшие торжественные и рабочие въезды через Боровицкую башню в Кремль, в первые годы советской власти проезжали как раз через начало Знаменки. Через Боровицкую почти 70 лет въезжали советские обитатели Кремля, а потом работники Администрации президента. И сейчас здесь одно из немногочисленных мест Москвы, где постоянно стоят постовые с ручным регулированием движения.

В истории остались кадры, как почётные кортежи отечественных героев и иностранных гостей въезжали через Боровицкую башню: они приближались к ней через узкие улицы. Для образования площади было необходимо что-нибудь снести, что и произошло в 1930-х годах.

РОЖДЕНИЕ ПЛОЩАДИ

Первым заметным сносом советской эпохи стал храм Николы Стрелецкого на западной стороне Знаменки. В каменном обличии он известен с середины XVII века. Несколько раз перестраивался, но не пережил прокладку метро с волной многочисленных закрытий храмов в городе и был разрушен в 1932 году.

Первая линия Московского метро не прошла мимо Моховой улицы: станция «Библиотека имени Ленина» проложена прямо под ней, туннель рылся открытым способом, а вестибюль построили в холме справа от дома Пашкова. Открылся выход в 1935-м.

Своим рождением площадь обязана Генплану 1935 года. По нему вместо старого моста в 1937 году чуть ниже по течению построили Большой Каменный мост. Он выходил не на узкую улицу Ленивка, как старый, а на расчищенное место около Кремля. Половину кварталов, прилегающих к улице Фрунзе с западной стороны, снесли, а образованное пространство было названо площадью Боровицких ворот. Мост должен был стать окончанием широкой прямой улицы от Добрынинской площади. Если бы масштабное строительство продолжилось, то были бы снесены все кварталы Дворца Советов на месте храма Христа Спасителя, а Боровицкая стала бы малой частью огромного плаца от Кремля до главного дворца страны.

Остановила реализацию проекта Великая Отечественная война: в августе 1941 года в дом 10 на Моховой улице попала авиабомба. Она разрушила четыре этажа, охватив здание огнём. Укрывавшихся в подвале-бомбоубежище жителей удалось спасти, как и бóльшую половину дома. Развалины убрали и разделили здание на два корпуса. В районе Боровицкой это было крупнейшее повреждение времён войны. Прославилась же она другой атакой: не на здания, а на людей.

СТРЕЛЬБА У БОРОВИЦКОЙ

Покушение на жизни советских космонавтов и Леонида Брежнева — главное происшествие в истории площади. 22 января 1969 года действующий офицер-топограф Виктор Ильин стрелял по почётному кортежу прямо у ворот Кремля.

Двумя днями ранее лейтенант Ильин во время дежурства покинул с оружием расположение своей части в Ленинградской области и отправился на самолёте в Москву (досмотра тогда не было). Об этом вскоре узнали органы правопорядка, но найти сбежавшего, который остановился в Москве у своего родственника, не смогли.

Утром 22 января Ильин надел милицейскую форму родственника-сержанта и отправился в Кремль. Он прошёл несколько кордонов, погулял по Кремлю, засунув пистолеты в рукава, и остановился у Боровицкой площади с внутренней стороны: там кортеж тормозил — стрелять было удобно. Ильин вёл себя смело, даже регулировал расположение зрителей на тротуаре, среди которых были «люди в штатском». Постовой у башни даже предложил Ильину надеть перчатки — на улице стоял 30-градусный мороз. Потом появится объяснение, что он встал между двумя разными отрядами милиции, поэтому они не заметили чужака.

Автомобили приблизились к Кремлю в 14 часов. Они ехали из Внуково, где их встречали руководители государства, коллеги и родственники. В первой машине главные герои дня — недавно вернувшиеся космонавты из экипажей «Союз-4» и «Союз-5» , которые произвели первую в мире стыковку кораблей. Во второй — почётные гости: космонавты Леонов, Береговой, Николаев и Терешкова-Николаева. По ним Ильин и начал стрелять, ожидая, что там будет генсек. Видеть, кто конкретно в ней находился, стрелок не мог: в отличие от первой машины вторая была закрытой, но не бронированной. Он выпускает обоймы двух пистолетов, убив водителя Илью Жаркова, вышедшего на работу за день до пенсии, и ранив мотоциклиста Василия Зацепилова. Космонавты успели пригнуться. Брежнев ехал в четвёртой или пятой по счёту машине. По одной из версий, в аэропорту его пересадили из начала кортежа в середину. Жизнь постового, предлагавшего перчатки, спасла будка у башни.

Фильм из серии «Кремль-9» с архивными кадрами с места происшествия

На допросе в присутствии первых лиц КГБ стрелок заявил, что хотел убить генерального секретаря Леонида Брежнева. Так он надеялся изменить политику и привести к власти главного идеолога партии Михаила Суслова. Встречу космонавтов транслировали в прямом эфире по телевидению, но стрельба в неё не попала — камера сопровождала первую машину: космонавты услышали хлопки и повернулись назад, посмотреть, что случилось. На следующий день в СМИ было отправлено сообщение ТАСС о стрельбе в космонавтов, но подробности покушения стали известны широкой публике только ближе к 1990-м.

Сообщение ТАСС

23 ЯНВАРЯ 1969

Во время торжественной встречи летчиков-космонавтов совершен провокационный акт — было произведено несколько выстрелов по автомашине, в которой следовали космонавты тт. Береговой, Николаева-Терешкова, Николаев, Леонов. В результате получили ранение водитель автомашины и мотоциклист, сопровождавший кортеж. Никто из космонавтов не пострадал. Стрелявший задержан на месте совершения преступления. Производится расследование.

Ильина не стали расстреливать, хотя по совокупности статей (там были и теракт, и убийство, и дезертирство, и другое) могли. Его отправили в специальную психиатрическую больницу, где он пробыл 20 лет, выйдя ещё до развала Советского Союза. Ему присвоили 2-ю группу инвалидности. Живёт неудавшийся убийца в Санкт-Петербурге.

ПОСЛЕДНИЙ СНОС

По легенде, жилые дома на востоке площади, где сегодня зеленеет лужайка, были снесены в 1972 году перед визитом американского президента Никсона в Советский Союз. Отсюда название пустыря — «лужайка Никсона». Здания мешали виду на дом Пашкова. Но на самом деле планы были не только в уничтожении снесённых домов, но и всего квартала. Дальше экскаваторы не пошли из-за Музея Михаила Калинина, который располагался в жёлтом здании бывшей усадьбы Шаховских — Красильщиковой середины XIX века. С того года и до конца XX века на Боровицкой это было самое обширное пространство за историю площади, а здание музея передали Российской библиотеке.

Денис Ромодин:

Первый публичный проект реконструкции Боровицкой площади датирован 1968 годом. Он был частью реконструкции проспекта Маркса (Моховая улица). Вся застройка от Манежа до Боровицкой площади должна была быть снесена. Вместо них — сквер и монумент 50-летию советской власти как продолжение площади 50-летия октября (Манежной). Следующий проект относился к 1970-м годам. По нему площадь тоже должна была стать частью проспекта Маркса и большого мемориального комплекса музея Ленина, который мог появиться между Пашковым домом и Музеем изобразительных искусств имени Пушкина. Были планы и в 1990-е: проект Михаила Посохина-младшего предполагал постройку культурного центра в классическом стиле, поддерживающем архитектуру дома Пашкова, и воссоздание церкви возле нынешней галереи Шилова.

Получилось, что кроме дома Пашкова и стен Кремля на площадь стали выходить несколько боковых стен домов: ровных, без украшений и окон. Иногда, правда, их завешивали баннерами и рисунками: огромный портрет Ленина, коммунистические лозунги, герб СССР, реклама. Не оставляют художники стены и сегодня — там нарисованы граффити с изображением солдата времён ВОВ с ребёнком на руках.

Метро снова добралось до Боровицкой в 1986 году. Новую станцию назвали «Боровицкой». Её подземный зал оформили в кремлёвском стиле — бело-красные своды с элементами кирпича. В одном из торцов был изображён и сам Кремль с возвышающимся над ним деревом, олицетворяющем народы СССР. Говорят, что во время строительства станции был найден дом, который мог провалиться под землю в XVI веке. Вестибюль новой станции перестроили, сделав его двухуровневым, и он соединил «красную» и «серую» линии метро.

Из-за сложностей строительства в центре города возникла угроза для ближайших зданий: дома реально могли обрушиться. Так, после строительства метро на доме Пашкова заметили трещины, пришлось проводить реконструкцию, продлившуюся почти 20 последующих лет.

В 1993 году на Моховой улице было введено одностороннее движение по направлению к Манежной площади. Тридцатью годами ранее двухстороннее движение здесь уже уступало одностороннему: по Моховой (тогда проспект Маркса) транспорт поехал на запад, а обратно, на восток, — по Манежной улице, что между Александровским садом и кварталом домов. Теперь Манежная улица для народа перекрыта, пройти по ней можно только пешком.

Проект памятника Победы — победитель I тура конкурса (Боровицкая площадь). Автор А.П. Мокроусов, соавтор А.С. Константинов Фото: РИА Новости

СОВРЕМЕННАЯ ЗАСТРОЙКА

Уменьшение пространства продолжилось в XX веке. В 1997 году на Знаменке открылась галерея художника Александра Шилова, который передал свои картины государству. Чуть дальше построили новый корпус галереи, выходивший уже прямо на Боровицкую: в 2003 году на месте снесённого дома начала XIX века предстал четырёхэтажный новодел в классическом стиле. В 2008-м рядом вырос пятиэтажный бизнес-центр с дорогими апартаментами «Знаменка». Снос старых построек на его месте и этажность нового здания подвергались частой критике.

В дни празднования 850-летия Москвы у дома Пашкова, 1997 Фото: РИА Новости

Идея воссоздать на месте снесённого в 1932 году храма новое церковное сооружение переросла в строительство часовни. Построили её в 2007 году, передав в 2010-м храму Святителя Николая в Старом Ваганькове.

Многим не давал покоя пустырь на востоке площади. Например, в 1997 году появились планы построить на его месте депозитарно-реставрационный комплекс музея «Московский Кремль», где занимаются письменными экспонатами. Разные проекты вылились в решение построить невысокое, но обширное здание по проекту архитектурной группы Михаила Посохина. На лужайке в 2010 году даже выросли леса, но стройку отменили. Московские власти аннулировали результаты конкурса, а новый так не объявили, переложив ответственность на федеральные власти, к которым музейный Кремль и принадлежит.

Боровицкая площадь, 2012 Фото: РИА Новости

Лужайка на Боровицкой продолжала зеленеть до осени 2015 года, когда её судьба снова была определена. На ней вскоре здесь должен появиться памятник князю Владимиру, который установил православную веру на Руси. Выбор места для 24-метрового монумента был скандальным. В год 1000-летия Крещения его намеревались поставить на Воробьёвых горах, потом московские власти вынесли на голосование три других варианта: Лубянская площадь, будущий парк в Зарядье и Боровицкая площадь. Выбор пал на последнюю. Уже до конца нынешнего года, если ЮНЕСКО одобрит, фигура Владимира может встать слева от Кремля и справа от дома Пашкова, возвысившись над соседними домами и став новым центром Боровицкой площади.

Выбор места для каменной фигуры крестителя разделил общество на тех, кому памятник в этом месте нравится, и на тех, кто с таким выбором несогласен.

Сергей Собянин

МЭР МОСКВЫ

Мне кажется, что наиболее интересное место — возле Боровицких ворот. Там такая полузапущенная, необустроенная площадка. Там можно сделать благоустройство, мне кажется, памятник там вписывается очень неплохо

Рустам Рахматуллин

КООРДИНАТОР «АРХНАДЗОРА»

Мы отстаивали эту площадь от архитектурного вторжения, когда в 2010 году на ней мог появиться депозитарий музеев Кремля. Мы и сейчас говорим: Боровицкая площадь не заслуживает никаких посредственных решений. Когда тот или иной памятник предлагают поставить где-то в зеленой куще — это один разговор. Другое дело, когда его предлагают поставить между мировыми шедеврами, которыми являются Кремль и дом Пашкова. Какая связь между предполагаемым монументом и ранним французским классицизмом дома Пашкова — лучшим архитектурным произведением Екатерининской эпохи в Москве, а может быть, и в России?

Салават Щербаков

АВТОР МОНУМЕНТА

Место это замечательное, и если есть ряд проблем в этом месте, то нужно их решать и смотреть, как оно обогатит архитектурную среду. Я на месте тех, кто выступает, искал бы решение: а что надо, чтобы он мог там встать — установить расположение, ось… Место хорошее, но это не может быть вопрос ко мне — где надо ставить

Более 80 деятелей культуры в письме премьер-министру Дмитрию Медведеву:

«Многометровая фигура на постаменте, сопоставимая по высоте с многоэтажным зданием, неизбежно вступит в диссонирующее противоречие с окружающим пространством. Совмещение в главных, фронтальных ракурсах, рассчитанных на восприятие фигуры св. князя Владимира от Боровицких ворот Кремля и от нижнего выхода из Александровского сада, выглядит катастрофически даже при меньших размерах фигуры. Мы теряем воздушную паузу и открытый фасад национального шедевра, необходимый для его диалога с Кремлем. Пашков дом превращается в боковую кулису современного монумента, который не выдерживает конкуренции с великим произведением русского классицизма. В свою очередь, парадный вид на Кремль в створе улицы Знаменки и от Пашкова дома дополняется новым сооружением, проектируемые габариты которого способны негативно повлиять на выдающуюся универсальную ценность объекта Всемирного наследия».

Отметим, что Боровицкая площадь не только стоит рядом с объектом ЮНЕСКО — Московским Кремлём, — но и имеет нетронутый культурный слой. Ведь на месте старых снесённых домов так и не было тронуто масштабными стройками подземелье. В этом и состоит одна из особенностей площади, недоделанной и не переделанной.

Цифры Боровицкой площади
Площадь — около 22 тысяч квадратных метров
Вместимость — около 45 тысяч человек (включая непроезжую часть, газоны и концы прилегающих улиц)
Отдалённость от Кремля — 90 метров
Время для обхода вокруг площади пешком — 9 минут
Дистанция для обхода вокруг площади пешком — 700 метров
Количество остановок наземного общественного транспорта — 1
Количество станций метро — 2
Террористических актов — 1
Переименований площади — 1
Самая старая постройка — Боровицкая башня Кремля (1490 год)
Самая новая постройка — деловой дом «Знаменка» (2008 год)
Лет с момента оформления ансамбля — 7 (без учёта установки памятника князю Владимиру)
Лет с момента появления — 80

Добавить комментарий

Заполните поля или щелкните по значку, чтобы оставить свой комментарий:

Логотип WordPress.com

Для комментария используется ваша учётная запись WordPress.com. Выход /  Изменить )

Google+ photo

Для комментария используется ваша учётная запись Google+. Выход /  Изменить )

Фотография Twitter

Для комментария используется ваша учётная запись Twitter. Выход /  Изменить )

Фотография Facebook

Для комментария используется ваша учётная запись Facebook. Выход /  Изменить )

Connecting to %s