Полная история Театральной площади и площади Революции

Большой театр, река Неглинка, Ленин, ЦУМ, «Стереокино» и Майкл Джексон

Театральная площадь, 1902–1905 Фото: РГАКФД / pastvu.com/p/148000

Изображения на банкнотах национальной валюты по традиции удостаивается символ и гордость страны. В России одним из таких символов стал Большой театр, уже почти 200 лет стоящий на Театральной площади. Как жил несколько веков этот знаменитый район Москвы с грязной рекой Неглинкой, именем большевистского революционера, стеной Китай-города и многим другим, читайте в очередной серии наших материалов об истории столичных площадей.

ИСТОКИ В РЕКЕ

Оказавшись на Театральной площади два века назад, вы бы ее не узнали. Поскольку никакой площади тогда и не было. Там, где сейчас стоят фонтаны и ездят автомобили, текла река Неглинная, позднее скрывшаяся под землю.

Район современной Театральной площади с конца XV века был известен как Пушечная слобода. Неглинная река, истекавшая из Марьиной рощи и впадающая в Москву-реку, здесь делала поворот в сторону Кремля. Одно время около каменных стен Китай-города река разливалась в прудом, поэтому площади расположиться было негде.

Тем более рядом высилась стена Китай-города. Её построили во времена правления матери Ивана Грозного Елены Глинской в 1534-1538 годах, собрав специальный налог с горожан и привлекая их в качестве рабочих. Архитектором стены и, в частности, выходившей на Неглинную, круглой башни стал Петрок Фрязин. Соединявшие Красную площадь с Охотным рядом Воскресенские ворота дали имя Воскресенскому мосту. Ещё один мост через Неглинку находился на месте современного Малого театра и назывался Пушечным. Расширилось укрепление во время Северной войны — опасаясь подхода врага к Москве, Пётр Первый в 1707 году велел пристроить бастионы к китайгородской стене. Из Неглинной можно было бы брать воду в случае осады, но, к счастью, не пригодилось.

Формирование этого района к северо-востоку от Кремля как площади началось в первой половине XIX века, когда, доставлявшую проблемы в виде наводнений и зловония, Неглинку спрятали в трубу. Но известность он получал уже благодаря не реке, а театрам.

БОЛЬШОЙ ТЕАТР У МАЛЕНЬКОЙ РЕКИ

У прославившего Театральную площадь Большого театра изначально судьба была непростой. В 1770-х губернский прокурор князь Пётр Урусов запросил у государства право устроить в Москве первый постоянный театр. Разрешение было получено и рядом с Неглинной рекой, на земле князя Лобанова-Ростовского он, объединившись с англичанином Михаилом Медоксом, начал строить театр. Располагался он в начале улицы Петровки. Но ещё до полного окончания работ театр в доме графа Воронцова на Знаменке, где временно располагалась труппа, сгорел. Союз «государственника» и профессионального антрепренёр-инженера распался — Урусов вышел из проекта. Медокс как единоличный хозяин достраивал первое большое здание театра, именовавшегося тогда «Петровским». Открытие состоялось в декабре 1780 года.

«Московские ведомости»

30 ДЕКАБРЯ 1780 ГОДА

Любопытные известия. В удовольствие почтенной публике, которой предварительно при сих листах объявлено уже было о сегодняшнем открытии новопостроенного Петровского театра […] по мнению лучших архитекторов и одобрению знатоков театра, построено и к совершенному окончанию приведено с толикою прочностью и выгодностью, что оными превосходит оно почти все знатные Европейские театры. Что же до желаемой безопасности публичного сего дому касается, то в рассуждении оной, кажется, взяты все возможные меры и ничего не опущено, что могло бы служить к совершенному доставлению оной. Почтенная публика, которая удостоит сегодняшнее открытие помянутого театра, сама в оном удостовериться сможет, когда она увидит 12 разных дверей для подъезду, 3 каменные лестницы, ведущие в партер и ложи, и сверх того еще 2 лестницы деревянные.

Главный зал вмещал около 800 зрителей, имел 4 яруса лож, но без балконов. Ложи представляли собой комнатки. Приехавшая вместе со зрителями прислуга ожидала своих господ во время спектаклей в трёх специальных залах.

В конце века финансовые дела Медокса стали не ладиться. Императрица даже назначила ему пенсию. Поэтому театр постепенно перешёл в казну и стал императорским. Но в 1805 году происходит трагедия — здание театра гибнет в огне. Очаг возгорания возник в гардеробной, затем стремительно «пламя всё пожрало», как писала тогда пресса. В последующие почти 20 лет труппа будет скитаться по городу: выступать в доме Пашкова, в доме Апраксина, на Арбате, где здание театра сгорит при пожаре 1812 года.

Река Неглинка проходила на месте нынешней Театральной площади (карта 1771 года)

В 1816 году при разработке генерального плана восстановления города была учтена проблема театра. Он должен был вернуться на прежнее место, которое уже в виде Театральной или Петровской площади проектировал Осип Бове. Он и заложил основы сегодняшней прямоугольной конфигурации площади.

Первоначально проектом театра параллельно занимались Бове и архитектор Андрей А. Михайлов. Но в 1821 году здание начало строиться по проекту Бове с учётом проекта Михайлова. В частности, он развернул квадригу Аполлона к лицу смотрящих на фасад здания.

Здание было построено в 1824 году, а театр открыт 6 января 1825. Назывался он тогда Большой Петровский. Зал вмещал до трёх тысяч человек, что в два раза больше, чем в театре Медокса. Фасад приобрёл заметные колонны, но театр ещё не имел облика, который мы можем видеть сегодня. Виной тому снова был пожар — 11 марта 1853 года. Пламя хлестало два дня, плавя снег вокруг. Тлели руины ещё неделю.

1825

Альбом Николая Найденова «Москва. Виды некоторых городских местностей, храмов, примечательных зданий и других сооружений», 1883 Фото: pastvu.com/p/2610

В проекте по восстановлению почти полностью сгоревшего здания победил архитектор Альберт Кавос. Он увеличил высоту здания, создал новый декор, повесил на фронтон герб Российской империи. Именно фасад образца 1856 года мы можем видеть и ныне.

Эволюция фасадов Большого театра

БОЛЬШАЯ ПЕРЕСТРОЙКА

В 1819 году, ещё до строительства театра происходит важное событие — Неглинная река заточается в трубу по проекту изобретателя застывающего в воде цемента инженера Егора Челиева. Тем самым образуются площади. Южная у стен Китай-города — Воскресенская. Там начинается торговля. Северная — Театральная. Там плац-парад и водоразборный фонтан.

Денис Ромодин:

Пожар 1812 года сформировал Театральную площадь — к сороковым годам 19-го века её застроили в едином стиле, что в Москве случалось редко. Сложился единый ансамбль, как в Петербурге, — Большой театр и четыре одинаковых здания вокруг. В первоначальном виде сохранилось только здание Малого театра. Это была плац-парадная площадь — она была замощена, на ней устраивали разводы войск. Только в 1911 году с обеих сторон улицы появились скверы, которые сохранились (конечно, в изменённом виде) до нашего времени. От старой площади остался ещё водоразборный фонтан, установленный скульптором Витали в 1835 году. На месте Театральной площади пролегал коллектор Мытищинского водопровода — Неглинная тогда уже была спрятана в трубу, а Москва-река и Яуза были достаточно загрязнены.

В тот же год, что и Большой театр, по восточной стороне Театральной площади построили дом купца Варгина, где позднее, в 1824-м расположится Малый театр. Для нужд театра в конце 1830-х была выкуплена соседняя земля, и здание было перестроено архитектором Константином Тоном. А к югу от него в 1838 году купец Челышев строит дом под гостиницу и бани. На западе от Большого театра в 1869 году открывается новая площадка — купец Бронников переделывает дом под зрительный зал со сценой и сдаёт труппам.

В 1819 году ещё до строительства театра Неглинка заточается в трубу (карта 1843 года)

На юго-западе, на Воскресенской площади в 1879 году был построен доходный дом купца Корзинкина. Ранее на этом месте находилась, в частности, кофейня Печкина, в которой собирался кружок актёра Михаила Щепкина. Здесь растёт товарищество «Большая Московская гостиница» (иначе — «Гранд отель») с рестораном и садом. Напротив — в 1892 году на месте снесённого административного здания Присутственных мест строится новая Городской дума. Здание красного цвета стало одним из символов этого уголка Москвы.

Пока строилась «Большая Московская гостиница», на углу Воскресенской и Театральной площадей продолжал работать один из самых ихвестных трактиров — Тестова.

Владимир Гиляровский

«МОСКВА И МОСКВИЧИ»

Петербургская знать во главе с великими князьями специально приезжала из Петербурга съесть тестовского поросенка, раковый суп с расстегаями и знаменитую гурьевскую кашу, которая, кстати сказать, ничего общего с Гурьинским трактиром не имела, а была придумана каким-то мифическим Гурьевым. Кроме ряда кабинетов, в трактире были две огромные залы, где на часы обеда или завтрака именитые купцы имели свои столы, которые до известного часа никем не могли быть заняты. Так, в левой зале крайний столик у окна с четырех часов стоял за миллионером Ив. Вас. Чижевым, бритым, толстенным стариком огромного роста. Он в свой час аккуратно садился за стол, всегда почти один, ел часа два и между блюдами дремал.

В противоположном углу Театральной площади, на северо-востоке примыкал к Малому театру магазин «Мюръ и Мерилизъ». Основали его шотландцы, приехавшие из Петербурга в 1880-х. Первоначально магазин головных уборов стремительно рос, увеличивая отделы. Говорили, что в нём можно было найти самые разнообразные товары в городе, которые привозили из Европы.

«Голос Москвы»

9 ИЮНЯ 1909 ГОДА

Каждый день вечером у здания Мюра и Мерилиза можно видеть нескольких нищих, выбирающих из ящиков с сором кухонные остатки. Из опилок вытаскивается кусок мяса, кость, жаренная картофелина. Все это собирается в горшочек…

— Что же они делают с этим? — спросил наш сотрудник находившегося у дверей швейцара.

— Немного промоют от сора, да так и едят… А мясо продают торговцам для начинки пирожков

В 1901 году в магазине произошёл пожар, но он не остановил торговцев. Они заказали проект нового здания архитектуру Роману Клейну. В 1908 году выросло новое семиэтажное здание из камня и железа в готическом стиле, будущий ЦУМ.

В конце XIX века здание купца Челышева выкупает промышленник Савва Мамонтов с целью перестроить его в комплекс, состоящий не только из гостиницы, но из театра и других развлекательных заведений. Но он реализовать свои планы не смог из-за разорения. Здание перешло «Петербургскому страховому обществу», которое начало перестраивать гостиницу с рестораном. Быстро это сделать не удалось — в 1901 году произошёл пожар, из-за которого пришлось продлить стройку до 1903 года.

Когда гостиница Метрополь была почти достроена, в здании случился пожар, 1901 Фото: газета «Московский листок» / pastvu.com/p/478

Зал ресторана в гостинице «Метрополь», 1905–1910 Фото: Альбом «Московские виды на память от „Метрополя“» / pastvu.com/p/48767

Гостиница «Метрополь», 1906–1912 Фото: Фототипiя Шереръ, Набгольцъ и К°. / pastvu.com/p/100815

После открытия «Метрополь» стал одним из самых дорогих и престижных мест проведения досуга. Это не просто гостиница, а развлекательный центр. В 1906 году в нём открылся первый в городе двухзальный кинотеатр, проработавший долгие годы. Здесь часто можно было встретить известных людей.

«Раннее утро»

1 ЯНВАРЯ 1913 ГОДА

Здесь встречает Новый год фешенебельная Москва. В одном из кабинетов Ф.И. Шаляпин с своей семьей и с приятелями из артистического и художественного мира. В другом кабинете кн. П.Д. Долгоруков с большой компанией дам, артистов и представителей московской и петербургской аристократии. В общем зале все столики заняты, так что пройти между ними нет возможности. На этот раз «Метрополь» не прибег ни к каким декоративным убранствам, — только зелень у входа и масса цветов на столах. После торжественной встречи и шумных приветствий дамам подносят новогодние сюрпризы: изящно исполненные пудреницы и зеркальца. Некоторые из дам от подарка отказываются, так как зеркальце, по народной примете, приносит несчастье. К часу, ночи ожидает гостей сюрприз. Перед каждым появляется целый ассортимент карнавальных игрушек: маски, свистульки, трещотки и целая куча серпантин. Завязывается веселая битва серпантин. Разноцветные ленты окутывают весь зал. В 3 часа ночи столы уже сдвинуты, начинаются танцы и веселие продолжается вплоть до утра.

Пожары — распространённая проблема того времени. Известно, что и Малый театр пострадал от огня, в 1914 году.

«Русское слово»

3 МАЯ 1914 ГОДА

Вчера по Москве с быстротой молнии разнеслась весть о том, что горит Малый театр. К Театральной площади со всех концов Москвы мчались пожарные команда, вызванные по сигналу. […] Над Малым театром вился столбом густой дым, прорезавшийся порою яркими языками пламени. Из окон второго этажа поминутно вырывались огненные смерчи, перекидывавшиеся на крышу. Фигуры пожарных, висевших у окон и суетившихся на крыше, издали казались игрушечными. Казалось, что им не совладать с огнем, что всякая борьба здесь бесполезна. Но пожарные, под предводительством бранд-майора Н. А. Матвеева действительно творили чудеса храбрости и настойчивости. На всех выступах здания Малого театра лепились люди, направлявшие струи воды внутрь через окна и пролеты. Со всех сторон горящий дом оцепили паровые и — нововведение — моторные пожарные машины, посылавшие в огонь каждую минуту тысячи ведер воды. С крыши шестиэтажного «Мюра и Мерилиза» качали воду сверху прямо в огонь мюровские пожарные, в непривычных для глаза черных касках. В результате, люди одолели стихию в два часа. Пожар был замечен в 10 ч. 45 м. утра, а к часу дня уже стало ясно, что пожарь кончается. Убытки колоссальны. Достаточно сказать, что в огне погибли почти все декорации Большого и Малого театров. Зрительный зал Малого театра и вся прилегающая к нему часть здания не пострадали.

Давала о себе знать и другая стихия — вода. Скрытая от глаз Неглинная река не собиралась умолкать. Зачастую она затопляла окрестности и требовала ухода в виде чистки и укрепления трубы. Например, в 1880-х для этого даже открыли своды тоннеля.

Владимир Гиляровский

«МОСКВА И МОСКВИЧИ»

Пришлось на площади забить несколько свай. Поставили три высоких столба, привезли тридцатипудовую чугунную бабу, спустили вниз на блоке — и запели. Народ валил толпами послушать.

Эй, дубинушка, ухнем, эй, зеленая, подернем!..

Поднимается артелью рабочих чугунная бабища и бьет по свае. Чем больше собирается народу, тем оживленнее рабочие: они, как и актеры, любят петь и играть при хорошем сборе. Запевала оживляется, — что видит, о том и поет. Вот он усмотрел толстую барыню-щеголиху и высоким фальцетом, отчеканивая слова, выводит:

У барыни платье длинно,
Из-под платья…

А уж дальше такое хватит, что барыня под улюлюканье и гоготанье рада сквозь землю провалиться.

Другая проблема на пороге XX века была с фундаментом Большого театра. Одна сторона здания заметно просела. Говорят, что однажды после спектакля даже не смогли открыть несколько дверей на выход из зала, а стена дала трещину. В конце XIX под здание подвели новый фундамент, но и это не до конца не устранило недостатки.

В феврале 1905 года через Воскресенскую площадь пустили трамвайное движение от Большой Дмитровки. А ещё через полтора года открыли автобусный маршрут «Театральная площадь — Болото».

Укрепление фундамента Большого театра, 1895 Фото: Ю. Д. Хрипунов «Архитектура Большого театра», 1955 / pastvu.com/p/180170

Трамвай на Театральной площади, 1910 — 1912 Фото: Н. Свищев-Паола / pastvu.com/p/1168

До 1911 года нельзя было пройтись по всей Театральной площади. Дело в том, что относительно большой прямоугольный участок был огорожен столбиками и верёвками для плац-парада. Когда его убрали, здесь разбили два сквера: поставили клумбы и лавочки. На одной из фотографий 1910-х сохранилось даже изображение пальм на фоне фасада Большого театра.

На плацу до этого проходили торжественные смотры, в том числе, с участием императорской семьи. Театральная площадь, как и положено части самого центра города, постоянно становилась местом прохождения главных праздников. Так, во время отмечания 300-летия дома Романовых она «освещалась прожектором с крыши Большого театра, а колесница «была иллюминирована красными и синими бенгальскими огнями». Парады, встречи императорской семьи во время их приездов в Москву, народные гуляния не были здесь экзотикой.

В 1917 году в этих местах прошёл кровавый московский фронт зарождавшейся гражданской войны. 1 ноября юнкера и добровольцы были выбиты большевиками из Метрополя и Городской думы. По площади стреляли орудия большевиков. Затем с неё они палили по Кремлю. На площади добивали раненых юнкеров, угрожая расстрелом прохожим и сёстрам милосердия, которые пытались это остановить. На следующий день антибольшевистские вооруженные силы города капитулировали.

29977

СОВЕТСКОЕ ВРЕМЯ

После укрепления у власти большевиков Театральная площадь одной из первых получает новое имя. Причиной тому смерть одного из активных деятелей октябрьской революции и председателя ЦИК Якова Свердлова. Площадь называют его именем в 1919 году, хотя и в последующие годы в прессе встречалось старое именование. В то же время в этом районе увековечивают память не только одного из возможных инициаторов расстрела царской семьи и разгона Учредительного собрания.

Фойе Малого театра после пребывания солдат Красной гвардии, 1917–1918 Фото:pastvu.com/p/339689

Гостиница «Метрополь» после обстрела, 1917. Революционер Михаил Фрунзе вспоминал, что его солдатам доставляло особое удовольствие стрелять по окнам и фасадам «Метрополя» Фото: А.Ф.Дорн / Москомнаследие / pastvu.com/p/32268

Демонстрация в честь первой годовщины Октябрьской революции. Справа — гостиница «Метрополь», позади виднеется башня Китай-города на Лубянской площади. 1918 Фото: pastvu.com/p/4323

Выступление Владимира Ленина перед красноармейцами, 5 мая 1920: «Мы все будем стоять как один человек за то, чтобы не допустить победы польских панов и капиталистов. Да здравствуют крестьяне и рабочие!» Фото: pastvu.com/p/267676

В 1918 году рядом со стеной Китай-города открыли памятник поэту Алексею Кольцову. На церемонии стихи читал Сергей Есенин. Вскоре фигуру увезли в подсобное помещение Первого пролетарского музея, чтобы там скульптур Сырейщиков переделал её в бронзовый памятник. Но ему это не было суждено — Сырейщиков уехал из Москвы в Воронеж и, возможно, умер там от тифа. В следующем году на Площади Революции установили странный по виду памятник французскому революционеру Жорж-Жаку Дантону. Голову Дантона и постамент не оценили и через некоторое время убрали. Памятник же Свердлову, также установленный в эти годы, простоял здесь до 1991 года.

Фрагмент из кинохроники «Пробег кино-глаза» Михаила Кауфмана и Ильи Копалина (1927)

Зато получилось поставить и сохранить памятник Александру Островскому около Малого театра. Бронзовый драматург сел на свой стул, встречая любителей спектаклей по его пьесам, в 1926 году (работа скульптура Фёдора Шехтеля). А вот ближайшие театры в первые годы власти большевиков испытывали проблемы. Власти их могли попросту закрыть или реформировать, как многие другие московские театры, в соответствии с новыми условиями но обошлось. Правда, в 1924 году в дом на востоке от Площади Свердлова приехал «2-й МХАТ». Им руководили в разные годы Михаил Чехов и Иван Берсенев. В 1936 году вместо МХАТа открылся Центральный детский театр Наталии Сац. С коротким военным перерывом он работает здесь уже почти 80 лет.

Вид на Театральную площадь из окон гостиницы «Москва», 1935 Фото: pastvu.com/p/151004

В бывшем здании городской Думы открылся Музей Ленина, 1937-38 Фото: pastvu.com/p/338242

Слева — Кинотеатр «Восток-кино» в Охотном ряду. Справа — здание Госплана СССР (ныне — Государственная Дума России). Позади возвышается первая очередь гостиницы «Москва». Фото — 1938 Фото: pastvu.com/p/6925

Также в 1936 году открылся Центральный музей В.И. Ленина, учреждённый почти сразу после смерти вождя. Он расположился в подходящем для этого цветом и размерами красном здании бывшей Городской думы. Здесь демонстрировали библиотеку, предметы искусства, личные вещи семьи и другие предметы, связанные с Лениным и его культом.

В советскую эпоху сложился и другой культ, народный — дефицитные продукты. Для их почитателей рядом с Большим театром продолжал работать большой магазин, но уже, конечно, не частный (бывший «Мюръ и Мерилизъ»), а государственный — Центральный Универсальный Магазин. Он наряду с ГУМом станет магнитом для покупателей, в середине века перейдя на систему самообслуживания.

После революции магазин «Мюр и Мерилиз» в 1922 году открылся уже под новой вывеской — Центральный универсальный магазин, ЦУМ. Открытка (Изогиз, И.Панов), 1930–1934 Фото:pastvu.com/p/108673

Парфюмерный отдел в ЦУМе, 1938 Фото: Анатолий Гаранин, альбом «Богемная Москва» /pastvu.com/p/109568

В XX веке площадь продолжило тревожить подземелье. Трубу грязной Неглинной, как минимум, дважды в постреволюционный период серьёзно ремонтируют: в 1926-м её открывали, в 1938-м — заделывали трещины. Но главная труба на площади теперь не речная, а транспортная.

Через площадь Свердлова в 1930-х прокладывают первую очередь метрополитена. Работы проходят в сложных условиях: вокруг дома, активное движение и подвижная почва. В сентябре 1934 года под площадью в шахте из-за короткого замыкания произошёл пожар, ставший причиной гибели двух метростроевцев и отравления угарным газом ещё одиннадцати. Происшествие стало одним из самых известных в истории строительства столичной подземки. В том числе, в результате аварии в этом месте даже образовался пятиметровый в глубину и десятиметровый в диаметре кратер, а также обрушился трёхэтажный дом.

Строительство первой очереди метрополитена, 1933 Фото: pastvu.com/p/7091

На здании дома Союзов вывешены портреты Иосифа Сталина и Лазаря Кагановича. Последний курировал строительство метрополитена, носившего его имя до 1955 года. Фото — 1937–1938 Фото: pastvu.com/p/91807

Открывшиеся станции второй очереди «Площадь Свердлова», а затем «Площадь Революции» стали первыми пунктами пересадки с одной линии на другую. Любопытно, что сначала такой пункт планировали построить под Красной площадью. Станция «Площадь Революции» распахнула двери весной 1938 года. Оформление её подземного зала (архитектор Алексей Душкин) запоминается 76 (изначально 80) бронзовыми скульптурами изображающих жителей Советского Союза. Примечательно, что во время октябрьской паники 1941 года они были эвакуированы в Среднюю Азию.

В том же 1938 году, но осенью, была открыта станция «Площадь Свердлова», соединённая с «революционной» общим вестибюлем около музея Ленина. Во время Великой Отечественной войны она, как и соседние станции, служила бомбоубежищем.

На месте церкви Параскевы (Пятницы) преподобной строится здание Совета Труда и Обороны. Затем в нём разместится Госплан СССР, а позже — Государственная Дума России. Здание справа было перестроено и в нём появился вход в метро, 1934 Фото: pastvu.com/p/68472

Автомобильное движение со стороны площади Революции сохранялось до 1990-х годов (фото: 1967–1968) Фото: pastvu.com/p/234668

Большой театр с ансамблем двух площадей, возможно, одно из самых заметных с воздуха мест центра Москвы. Чтобы разглядеть его было сложнее, летом 1941 года фасад Большого закрывают маскировкой. Ряд колонн превратился в два дома разного цвета и окнами. Прятаться ему было привычно: на самые заметные большевистские праздники фасад обычно украшали портретами вождей и красной бутафорией. В те же времена на здании Большого можно было увидеть огромные изображения Сталина и Ленина, Энгельса и Маркса. Последний через двадцать лет получит на площади постоянную прописку.

Владимир Ленин выступает на церемонии открытия памятника Марксу и Энгельсу, 1918 Фото:pastvu.com/p/84734

В 1957 году на площади Революции был открыт памятник Карлу Марксу, 1969 Фото:pastvu.com/p/55935

Крупный памятник Марксу ждали в Москве почти 40 лет. Ещё при жизни Ленина в 1920 году во время первомайского «субботника» на площади Свердлова заложили камень будущего памятника «великому вождю и учителю всемирного пролетариата». Прошли десятилетия, и в 1957 году, наконец, состоялся конкурс проектов памятника, на котором победила мастерская известного на тот момент скульптура-лениниста Льва Кербеля (потом он выбьет огромную голову Маркса для немецкого города Карл-Маркс-Штадта).

Александр Усольцев:

В советские годы был поставлен памятник Карлу Максу, который в народе прозвали «бородатым холодильником». На стелле рядом с памятником высечены слова Ленина «Учение Маркса всесильно, потому что оно верно» — классический пример логической ошибки, который нам приводили на занятиях по риторике когда я учился.

Открытие памятника приурочили к XXII съезду КПСС. 29 октября 1961 года гости съезда смогли увидеть 160 тонную серую мраморную глыбу, привезённую из Днепропетровска, из которой вырастает бородатый Маркс. На передней гладкой части памятника выбито классическое: «Пролетарии всех стран соединяйтесь!»

Евгений Долматовский

«ПРАВДА», 30 ОКТЯБРЯ 1961

Не сотрётся в веках этот день знаменитый:
В центре мира, шагнув через все рубежи,
Возвышается памятник Марксу гранитный
Там, где Ленин великий его заложил.
А вокруг — делегаты партийного съезда,
А вокруг — коммунисты всех стран, всей земли.
Эти люди сегодня к Творцу Манифеста
С Манифестом двадцатого века пришли.
Собрались, чтобы всё человечество знало:
Знамя Маркса и Ленина в верных руках.
И бессмертный призыв «Интернационала»
Запевает планета на всех языках.

Тогда же в соответствие с памятником привели топонимику. Моховую улицу, Театральный проезд и Охотный ряд объединили в магистраль, которую гордо назвали проспектом Маркса. Проезжую часть расширили, а проспект с этого времени нельзя перейти по поверхности — для пешеходов построили подземные переходы.

Аэрофотосъёмка, 1931 — 1932 Фото: pastvu.com/p/73514

Театральная площадь, 1935 Фото: Архив ЦИГИ / pastvu.com/p/77703

1950 — 1955 Фото: pastvu.com/p/79088

1963 Фото: Наум Грановский / pastvu.com/p/27050

На углу проспекта с площадью, в 1947 году открылось «Стереокино» — примечательное учреждение в истории советского кинематографа. Он был первым стереокинотеатром в стране. 20 февраля того года он принял первых зрителей показом фильма «Робинзон Крузо». Чтобы посмотреть фильм, им не надо было надевать очки. Для стереоэффекта необходимо было смотреть в определённую точку. Технология стереофильмов была новаторской не только для СССР, но и для всего мира.

Анатолий Зворыкин, «ПРАВДА», 20 АПРЕЛЯ 1947 ГОДА:

Москвичи, и не только москвичи, атакуют кино, где демонстрируются стереоскопические картины. Люди, впервые смотрящие стереоскопическое кино, буквально поражены теми возможностями, которые открывает изобретение тов. С. II. Иванова. И как не быть пораженным, когда видишь, как с экрана в зрительный зал вылетают птицы, через весь зал тянутся канаты корабля, а дикий кот выходит с экрана и приближается по суку почти до самого зрителя. Советская кинематография одержала большую научно-техническую победу.

После войны в сквере около Большого театра зародилась традиция встреч ветеранов по праздникам 9 мая. В первые десятилетия сквер полностью заполнялся народом. С годами ветеранов становилось меньше, но традиция живёт по сей день.

Отметим и Дом союзов, расположенный в 50 метрах от Тетральной-Свердлова площади. Это бывшее здание дворянского собрания, построенное ещё в конце XVIII века, получило в XX веке всесоюзную славу. Здесь проводились партийные и интернациональные заседания, шахматные турниры, концерты и церемонии прощания с первыми лицами государства. В этих качествах в истории уже закрепился колонный зал дома.

В конце 1960-х для постройки второй очереди гостиницы «Москва» сносят остатки старого квартала Охотного ряда: «Гранд отель» напротив музея Ленина, «Стереокино» и бывший дом Патрикеева между ними. Новые корпуса, сданные к 60-летию Октябрьской революции, заняли весь квартал.

НОВОЕ ВРЕМЯ

Площадь Свердлова попала в первую очередь переименований перед распадом Советского Союза. В 1990 было принято решение вернуть ей историческое название Театральной. Площадь Революции при этом оставила своё название. Вместе с площадью имя «Театральная» получила и станция метро.

Строительство в 1990-х на соседней Манежной площади подземного торгового центра меняет движение. На Площади Революции оно почти полностью ограничивается. В Театральном проезде движение транспорта становится односторонним.

В 1990-х частично была претворена в жизнь идея восстановить стену Китай-города. Делается это именно на участке, выходившем на Театральную площадь. В 1997 году здесь открывается воссозданный участок стены с небольшой башней, которую проектировали по фотографии XIX века. Примечательно, что восстановление шло на частные средства в обмен на право устраивать рядом со стеной торговлю.

В 1993 году Москву посетил Майкл Джексон. Артист остановился в гостинице «Метрополь», подходы к которой штурмовали его многочисленные поклонницы.

Торговля у музея Ленина, 1992–1993 Фото: pastvu.com/p/207282

Майкл Джексон у гостиницы «Метрополь», 1993 Фото: forever-michael.livejournal.com/211136.html

В «нулевые» случилась одна из самых резонансных реконструкций в истории современной Москвы — слом и постройка заново гостиницы «Москва». Больше десяти лет восточная сторона Театральной была занята стройкой.

Менее странной, но тоже скандальной была другая реконструкция — Большого театра. Она длилась около шести лет, завершилась в 2011 году, с передвижением первоначального срока, и сопровождалась обсуждением завышения сметы. До этого, в 2002 году в бывшем жилом здании по левую сторону от его фасада открылась Новая сцена Большого театра.

Было перестроено практически всё, кроме несущих стен, под фундаментом вырыли котлован. В начале двухтысячных здание признали аварийным на 70%, и встал даже вопрос о закрытии Большого как театра. В итоге было решено его перестроить.

Реконструкцию подвергли критике не только представители движения «Архнадзор», но и бывший премьер театра Николай Цискаридзе.

Николай Цискаридзе, НАРОДНЫЙ АРТИСТ РОССИИ:

Говорят, например, что сделали замечательные гримуборные, но это совсем не так. Что в них замечательного, если в них даже нет окон. Построили два новых зала, в них такие низкие потолки, что нельзя будет поднять балерину — она сразу ударится о потолок. Зрительскую часть театра сможет увидеть каждый зритель. Он увидит, к примеру, что вместо старинной лепнины — пластмасса или папье-маше, наклеенные на клей ПВА и покрашенные золотой краской. Не осталось в театре и ни одного бронзового канделябра.

Слова артиста потом списали на стремление захватить власть в театре, а член попечительского совета Константин Ремчуков заверил, что реставрация была проведена на высоком уровне, а улучшение здания привело к изменениям исторических деталей.

Во время реконструкции снова заговорило подземелье — котлован, который должен был удвоить полезную площадь театра, грозил угробить здание, а в 2009 году прорвало трубу водопровода, подтопив окружающие улицы.

Музей Ленина был в 1990-х закрыт, а к годовщине Отечественной войны 1812 года в красном здании на Площади Революции открыли музей войны 1812 года. На двух уровнях расположена экспозиция с вещами той эпохи и интерактивными презентациями.

Михаил Блинкин

ДИРЕКТОР ИНСТИТУТА ЭКОНОМИКИ ТРАНСПОРТА И ТРАНСПОРТНОЙ ПОЛИТИКИ ВЫСШЕЙ ШКОЛЫ ЭКОНОМИКИ

Раньше движение здесь было двусторонним. Так было до Юрия Михайловича, при котором движение стало односторонним. Смысла в этом особого не было, но у него была мечта повернуть Садовое кольцо по часовой стрелке. Масштабный был человек, но начал с малого — сделал малое кольцо вокруг Кремля и пустил его по часовой стрелке. Смысла особого не было. Возвращать смысла тоже нет. Сделали какую-то глупость — люди адаптировались, и ладно.

Если посмотреть на европейский опыт, таких широченных улиц в центре города там практически нет, не принято это. Потом, на немногих действительно широких улицах всегда есть функциональное членение. Взять Елисейские поля — там выделена полоса для автобусов, полоса для магазинного трафика, полоса для велосипедистов. На Театральной площади есть чем заняться, это серьёзная планировочная задача.

В центре города хозяин-барин — пешеход. Привычка доезжать до кремлёвской стены на автомобиле и там ставить его на 12 часов бесплатно соответствует наивному этапу организации города. Поэтому пешеходные зоны я всячески приветствую.

Рядом с памятником Марксу, который так и продолжает стоять на своём месте, часто митингами заканчиваются шествия сторонников КПРФ. В этом году на Площади Революции прошёл митинг движения «Антимайдан», а в прошлом году на Театральную площадь вышли представители движения «Суть Времени».

Самым известным несостоявшимся митингом можно назвать акцию «За честные выборы» 10 декабря 2011 года. Её за день до начала перенесли на Болотную площадь под предлогом нехватки места (на самом деле размеры площадей почти одинаковы).

Театральная площадь и Площадь Революции прошли два последних века без больших потерь. Они фактически сохранили дореволюционную структуру и облик большинства зданий. Это позволило им стать одними из символов России и частью истории Москвы.

Добавить комментарий

Заполните поля или щелкните по значку, чтобы оставить свой комментарий:

Логотип WordPress.com

Для комментария используется ваша учётная запись WordPress.com. Выход /  Изменить )

Google+ photo

Для комментария используется ваша учётная запись Google+. Выход /  Изменить )

Фотография Twitter

Для комментария используется ваша учётная запись Twitter. Выход /  Изменить )

Фотография Facebook

Для комментария используется ваша учётная запись Facebook. Выход /  Изменить )

Connecting to %s